Одна из крупнейших итальянских медицинских сетей Gruppo Villa Maria Сare & Research (GVM) вышла на российский рынок. Группа вложила в обустройство поликлиники в центре Москвы около 10 млн евро и уже в сентябре начнет принимать первых пациентов. Итальянцы не ограничивают свои планы в России коммерческим сегментом, а всерьез рассчитывают работать в системе ОМС и брать в управление государственные стационары. Местные операторы, опрошенные Vademecum, считают стратегию GVM несколько наивной, а инвестпроект – рискованным.
Медицинские предприниматели в числе первых отреагировали на активизацию торгово‑экономического сотрудничества между Россией и Италией. Об инвестиционном интересе к нашему рынку этим летом заявили сразу две крупные итальянские компании – Gruppo San Donato‑San Raffaele и GVM Сare Research.
«Итальянцы давно присматривались к России, тому причиной и традиционно теплые отношения между нашими странами, и растущие перспективы российского рынка медуслуг. Но по-настоящему «зеленый свет» включил им нынешний Петербургский международный экономический форум», – считает управляющий партнер консалтинговой компании DMG Владимир Гераскин. Через месяц после ПМЭФ, в начале июля, в Москве прошел семинар «Сотрудничество в области здравоохранения: мост Россия – Италия», собравший весь цвет итальянского медицинского бизнеса – представителей компаний, совокупно занимающих 80% национального рынка частной медицины. Особенный интерес для российской стороны, как призналась посетившая семинар Вероника Скворцова, представляет опыт итальянских клиник в ведении бизнеса: структура сетей, логистика, маршрутизация пациентов и медицинский менеджмент в целом.
Итальянцы же, помимо отклика на призыв министра о всестороннем сотрудничестве, обозначили прямой инвестиционный интерес. Первым заговорил на тему экспансии президент Gruppo San Donato‑San Raffaele Паоло Ротелли:
«У российского рынка есть большие возможности для роста. Казалось бы, он насыщенный, количество коек на душу населения велико, но все равно нет быстрого доступа к качественной медпомощи. Мы же имеем компетенции в медицинском менеджменте и готовы как открывать клиники в России, так и брать в управление уже существующие больницы».
Но заявка лидера итальянского рынка медуслуг (по оценкам компании Mediobanca, San Donato‑San Raffaele закончила 2014 год с выручкой в 1,4 млрд евро), несколько запоздала: конкурент группы на родине, GVM Сare & Research, в начале сентября открывает свою первую клинику в Москве.
Холдинг GVM начинался в 1973 году с дома престарелых Villa Maria в Котиньоле, но вскоре сконцентрировался на клинической практике и, скупая местные медицинские объекты, разросся в одну из самых заметных сетей Италии. Сейчас в активе компании 26 итальянских подразделений – поликлиник, многопрофильных и специализированных центров со стационарами, а также четыре клиники в Польше, две – во Франции и одна – в Албании. Еще один филиал, по словам директора по маркетингу российского подразделения GVM Анны Громовой, в нынешнем году планируют запустить в Китае. Параллельно GVM развивает реабилитационные центры, дома престарелых и спа, так что в общей сложности холдинг управляет 40 подразделениями. В 2014 году Mediobanca оценила выручку GVM в 462 млн евро и поставила ее на третье место в рейтинге игроков местного рынка медуслуг.
С российскими пациентами GVM долгое время работала как с медтуристами. Определив посредством этой практики лакуны нашей системы оказания медуслуг, GVM начала рекогносцировку на местности. В число перспективных территорий, помимо столицы, итальянцы занесли Челябинскую область: в конце 2014 года министр здравоохранения региона Сергей Кремлев обсуждал с почетным консулом Италии Антонио Пикколи возможность работы GVM в Челябинске. Тогда же началась техническая подготовка к работе группы в России. GVM зарегистрировала в России ООО «ГВМ Интернешионал»: по данным СПАРК‑Интерфакс на 4 декабря 2015 года, 70% в уставном капитале того юрлица принадлежит самой GVM, Антонио Пикколи владеет 20%, еще 10% приходится на президента Ассоциации молодых итальянских предпринимателей в России Марко Реджинато.
И все же свою первую клинику холдинг открыл не в Челябинске, а в Москве. Медцентр площадью 3,5 тысячи кв. м разместится в Смоленском переулке, здесь будут оказывать амбулаторные медуслуги по ценам эконом‑класса. Реализация проекта потребовала порядка 10 млн евро инвестиций, уточнили в GVM. «Эта поликлиника будет нашей визитной карточкой, но в целом мы считаем, что сегмент диагностики будет в ближайшие пять – семь лет стагнировать, – говорит Громова. – Будущее за стационарами, поэтому в Москве мы также планируем приобрести или взять в управление больницу минимум на 200 коек. Сейчас рассматриваем три объекта. Интересные частные клиники есть также в Челябинской и Липецкой областях».
Еще один интересующий холдинг регион – Ставропольский край. Два года назад GVM успела заключить соглашение о намерениях с региональным правительством. По словам Громовой, здесь компания планирует организовать на базе одной из существующих больниц центр сердечно‑сосудистой хирургии. «В Ставропольском крае, в частности в районе Кавказских Минеральных Вод, нет центров такого профиля. В Ставрополе есть краевая и городская больницы, но их мощностей недостаточно, в Пятигорске могут оказывать, по сути, только первую помощь, а ближайший федеральный центр находится в Астрахани, за 600 км. При этом в Минводах – миллионное население и множество туристов», – объясняет Анна Громова.
Итальянский капитал и компетенции эпизодически присутствуют в российской медицинской отрасли с конца 90‑х годов. Первую попытку сближения с итальянцами тогда предпринял основатель «ИнтерстройДевелопмент» Варткез Арцруни, который хотел совместно с компанией IL Salvagente открыть многопрофильную клинику «Моситалмед». Итальянский партнер Арцруни планировал направить в проект $5 млн, но сотрудничество не сложилось, и девелоперу пришлось искать других партнеров. С тех пор с итальянцами чаще кооперировались российские косметологи и стоматологи, но тоже фрагментарно. Ситуация начала меняться в последние годы. В 2013 году Россия и Италия подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере здравоохранения, после чего были анонсированы два совместных проекта. В конце 2015 года компания «Невская медицинская инфраструктура», созданная ООО «Газпромбанк‑Инвест Девелопмент Северо‑Запад» (29%) и итальянским предприятием Impresa Pizzarotti & C (71%), заключила соглашение с правительством региона о строительстве и эксплуатации лечебно‑реабилитационного корпуса горбольницы №40 в Санкт‑Петербурге: соглашение рассчитано на 10,5 года, а общий объем инвестиций достигает 6,9 млрд рублей.
Взамен концессионер сможет на время действия соглашения получать доход от реализации медуслуг, в том числе по ОМС. А в начале 2016 года итальянская группа Policlinico di Monza объявила о строительстве кардио‑ хирургического центра в Брянске. В этот объект итальянцы вкладывают 1,5 млрд рублей и тоже планируют работать по ОМС, о чем группа уже договорилась с областной администрацией. Впрочем, реального взаимодействия с ОМС ни у одного из этих проектов пока нет. Строить медицинские объекты с нуля в GVM не планируют. Но всерьез рассчитывают взаимодействовать с государством – взять в управление больницу и получить объемы профильной медпомощи, финансируемой по ОМС. «В связи с обесцениванием рубля и необходимостью покупки оборудования и технологий за иностранную валюту, а также трудностями на международном рынке и спадом инвестиций в больничном секторе, найти в России государственную клинику с нормальным бюджетом довольно сложно. Другого варианта, кроме государственно‑частного партнерства, не остается, и мы готовы предложить свои управленческие решения. Стратегически GVM инвестирует не в стройку, а в бизнес», – поясняет Анна Громова.
Отечественные эксперты и операторы рынка, по сути – конкуренты итальянцев в России, скептически относятся к прицелу иностранцев на ГЧП. «Работа в госсекторе – это не только медицинский менеджмент, но еще и финансово‑хозяйственное управление в современных российских условиях, которое слишком сложно для понимания иностранцев. В таких условиях сможет более эффективно работать российская компания, – уверен Владимир Гераскин. – Да и госзаказ, например, по кардиохирургии, в Ставропольском крае получить будет непросто. Конкурировать можно за счет уникальных технологий и качества, но все‑таки надеяться только на государство опрометчиво. В наших реалиях нужно инвестировать в существующие и создавать новые поликлинические и диагностические сети, которые обеспечат потоки пациентов в высокотехнологичные стационары».
В российской практике действительно мало примеров передачи госбольниц в управление частным компаниям. Самый громкий проект – концессионное соглашение на реконструкцию и эксплуатацию ГКБ №63, заключенное в 2013 году Департаментом городского имущества Москвы и Eвропейским медицинским центром (ЕМС). За право концессии EMC заплатил 1 млрд рублей, вложить в проект нужно было еще 4,4 млрд. Но обострился кризис, и затея показалась инвестору излишне рискованной, вот только отказаться от нее не удалось даже через суд.
Интерес инвесторов к концессии объясним – управление готовой клиникой существенно снижает капитальные затраты проекта. Но итальянцам будет сложно вписаться в формат, считает руководитель медицинских проектов IPT Group Елена Нам: «В Москве сейчас обсуждается передача в концессию нескольких больниц. Но процесс реализации подобных проектов очень неспешный, связанный со множеством согласований, поэтому итальянцам в ближайшее время получить такой объект в управление не удастся. Наиболее вероятным я вижу проект по приобретению существующей клиники – в Москве есть желающие продать свой медицинский бизнеc.
Источник vademec.ru